Программы
Календарь


Мы в сети
Статьи
Я сам
Я сам
17.04.2015Администратор

Маленькому ребенку в первые годы жизни предстоит освоить много навыков. Держать головку, перевернуться, сесть, поползти, пойти… У современных детей все эти процессы проходят при активном участии родителей, особенно если ребенок первый. Нам кажется правильным обучать и поддерживать ребенка на всех этапах его развития. Но на деле мы оказываем ребенку медвежью услугу. Например, практически у всех современных детей отсутствует навык группироваться, когда они падают. Ведь их постоянно держат за руки и уберегают от малейшей попытки оступиться. Если же дать ребенку возможность потренироваться в падениях, в безопасном месте, где падение не причинит ему вреда, то он научится самостоятельно группироваться и держать свое тело. Этот навык малышу очень пригодится по жизни. Та же ситуация на лестницах и на горках – практически нет родителей, которые позволяли бы малышам самостоятельно лазить по ним. Между тем, у детей с инстинктом самосохранения все в порядке. Они доберутся ровно до того уровня, откуда смогут слезть самостоятельно. Ребенок не полезет на горку, если будет знать, что мамы нет рядом. Ведь дети очень хорошо чувствуют, что мама их страхует и они в безопасности, поэтому при ней позволяют себе более рискованные действия, чем в ее отсутствие. Нередко можно услышать от мам: «Как ты мне надоел! Все падаешь и падаешь!». На самом деле это «Надоел!» она адресует себе – она просто устала контролировать своего малыша.

-------------------

Рекомендуем книгу: Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым». Автор уделяет много внимания вопросу родительского доверия, приводя понятные и эффективные примеры, помогающие развить в себе это умение.

----------------------

Мамам очень важно довериться природе ребенка и дать ему возможность получить опыт падения. При этом ребенок может немного удариться, чтобы в следующий раз при такой же ситуации он понимал, что произойдет, - и начал группироваться. Дети в возрасте 7-9 месяцев очень часто падают назад. Исключение – умеющие группироваться малыши. Как правило, такой ребенок научился сидеть самостоятельно – когда при этом никто его не поддерживал, и он знает, чем это чревато. А дети, которые любят выгнуться, откинуться назад и покричать, делают это исключительно для мамы, они не заботятся о своей безопасности, потому что они знают, что их поддержат и не дадут упасть. Самостоятельность всегда связана с доверием. И задача взрослого – научиться доверять природе ребенка, а задача ребенка – научиться двигаться вперед без посторонней помощи.

Довериться пространству

С 2 до 3 лет наступает очередь очень важного родительского доверия – доверия чужому пространству. Как оставить ребенка в детском саду? Научитесь не переживать по поводу того, как там будет чувствовать ваш малыш, не обидят ли его, не будет ли он плакать? Если у ребенка возник конфликт с другим ребенком, то их задача разобраться между собой – а маме нужно довериться ситуации. В этом возрасте дети учатся общаться, и конфликт - это нормально! Он дает возможность научиться договариваться - а это очень важное качество. Да, есть дети более агрессивные, более активные или более застенчивые – но эти же типы личностей встречаются и во взрослом мире. Поэтому необходимо с раннего возраста учиться сосуществовать. И очень важно, чтобы мамы научились доверять детскому саду, другим взрослым людям.

------------------------

Ребенок в возрасте с 2 до 3 лет очень сильно настроен на маму. И если она не доверяет пространству, то ребенок воспринимает это на подсознательном уровне. Он чувствует, что мама переживает и хочет к нему вернуться, поэтому будет ждать – и плакать. Именно в напряженности и недоверии мамы заключается проблема детей, которые с трудом адаптируются к садику. Но это опыт, который ребенку так или иначе надо пройти. Откладывая поступление в детский сад под влиянием «проблем с адаптацией», мамы оттягивают и момент прохождения этого этапа. Который с каждым последующим годом будет даваться все сложнее.

-------------------------

Когда ребенок остается с другим взрослым один на один, то он обращается к нему так же, как к маме. Если в пространстве несколько детей и один взрослый, то складывается иная ситуация, в которой детям приходится прилагать усилия к тому, чтобы быть самостоятельными. Здесь ребенок учится делать свой выбор, договариваться с другими людьми, взаимодействовать с незнакомыми предметами. Это происходит совсем по-иному, нежели дома с мамой, - и это очень важный опыт, который сохранится во многих случаях на всю жизнь. Чтобы изменить навыки, полученные в этом возрасте, нужно идти на специальные тренинги, осознанно работать над собой – и сделать это получится ближе к совершеннолетию. А в подростковый возраст человек входит именно с навыками, полученными в раннем детстве. Неумение взаимодействовать с другими людьми и приводит к тому, что подростки замыкаются в себе и усаживаются возле компьютера. Дети, которые раннее детство провели с мамой, как правило, потом боятся выходить в социум - и в этом мало плюсов. Ведь подростку важно быть значимым, завоевывать авторитет среди сверстников и навыки, полученные в детском коллективе, очень актуальны.

Что мы теряем, экономя время

Ритм жизни сегодня чрезвычайно интенсивный – и родителям трудно спокойно наблюдать за тем, как ребенок долго ковыляет по ступенькам, забирается на стул, надевает ботинки, пытается преодолеть бордюр. Куда проще схватить его под мышку, перенести через препятствие, быстро самому застегнуть непослушный замок. Сиюминутная экономия времени по прошествии лет оборачивается колоссальными его потерями. Не умеющий одеваться, убирать за собой, ходить в магазин и др. выросший ребенок отнимет впоследствии куда больше времени, чем то минутное ожидание, которым вы в свое время пренебрегли. Но можно и не заглядывать так далеко. Возьмем умение группироваться при падении. Мозг маленького ребенка достаточно надежно защищен природой, предусмотревшей, что малыш до 3 лет учится сидеть, ползать и ходить, а потому будет много падать. Мозг подросшего ребенка утрачивает эту естественную защиту – и простое падение, которое в полтора года обернется шишкой, в три с половиной может закончиться сотрясением. А этот диагноз чреват многими неприятностями. Ребенок, умеющий группироваться, в большинстве случаев сумеет уберечь головку от удара. А тот, у кого этим навыкам не дали развиться родители, практически беззащитен.

«Я сам!»

В нашем Семейном центре разработана специальная программа для детей, которым необходимо развить и закрепить навыки самостоятельности, особенно важные перед поступлением в детский сад. «Я сам!» - ее название говорит само за себя. Программа имеет очень четкую структуру. Разные виды умственных и физических упражнений сочетаются со свободной деятельностью детей, когда они предоставлены сами себе. Ведь дети имеют возможность выбрать занятие по душе и умеют занять сами себя. Свободная игра – необходимый навык для детей от 3 до 8 лет, они могут проводить в ней не меньше 8 часов в день. Это обязательное условие нормального психического развития ребенка – он все разучивает, воспринимает и усваивает именно через игру, которую сам выбирают. Поэтому программа «Я сам!» включает в себя музыкальную, творческую часть, детки в ее ходе едят и непременно помогают убирать за собой посуду.

Обязательное условие программы – уважение выбора ребенка. Понятно, что все дети по-разному входят в этот процесс – одни активно участвуют в играх и обучении, другие предпочитают посидеть в сторонке. И тем не менее они получают важный опыт самостоятельной жизни в другом, отличном от домашнего пространстве. Программа рассчитана на 3 часа – это то время, которое ребенок в возрасте с 2 до 3 лет может спокойно провести без мамы, не получив нежелательных для психики последствий. Он родителей же требуется одно – проявить доверие. Верьте в то, что ваш малыш САМ СПРАВИТСЯ – в общении с другими детьми, взрослыми, освоении новых навыков. Это и будет лучшим вкладом в самостоятельность вашего ребенка.

Вернуться назад
Другие статьи
Витамины и лекарства во время беременности: правила приема Витамины и лекарства во время беременности: правила приема

Вопрос о необходимости и допустимости приема лекарств и витаминов во время беременности довольно обширный...

16.04.2015
Аллергия у ребенка: 10 вопросов специалисту Аллергия у ребенка: 10 вопросов специалисту

Cегодня это заболевание является настоящим бичом для маленьких детей...

17.04.2015